Сегодня: 28.04.2024

91.78
98.03
АИ-92 50.5 руб.
АИ-95 55.4 руб.

Следите за новостями:

  Мария Веселкова 1747

Николай Донецкий – о вятском джазе, капризах вдохновения и El Tango

«Я всегда готов к самым безумным активностям»

Николай Донецкий – о вятском джазе, капризах вдохновения и El Tango

Основатель ведущего коллектива местной джазовой сцены El Tango, музыкант и гитарист Николай Донецкий хорошо известен ценителям музыки не только в родном Кирове, но и по всей России и даже за рубежом. Детище исполнителя уже двадцать лет успешно выступает с авторскими композициями, гастролирует с современным и традиционным джазом, работает как кавер-бэнд на мероприятиях любого уровня. Донецкий смело экспериментирует с новыми идеями и материалом, развивает собственный стиль и звучание, и неизменно стремится к популяризации и расширению круга поклонников джаза. Его преданность и страсть к музыке давно завоевала сердца слушателей и фанатов. В этом году музыкант отмечает 25-летие творческой деятельности и планирует порадовать кировчан новыми амбициозными проектами, уже традиционными тёплыми концертами группы El Tango и большим авторским концертом.

– С чего началась Ваша творческая деятельность?

– То, что я стану артистом, было понятно с самого рождения. Благодаря моим родителям дома всегда было много пластинок и музыкальной аппаратуры. Первым самым ярким впечатлением стали песни Джо Дассена. Французская музыка с юных лет вошла в мою душу и больше никогда не покидала моё сердце. Я начал учить французский язык и сам попросился в музыкальную школу по классу скрипки. К сожалению, обучение я бросил, понял, что мне не подходит этот инструмент. Но тяга к музыке не исчезла. Друзья играли на гитарах, чем вызывали неизменный восторг у противоположного пола. Их пример стал заразительным, и я отправился обучаться игре на гитаре в частную школу «Лира». Тут-то и проявился мой талант музыканта. Уже через два года мои успехи в области игры на гитаре достигли вполне неплохого уровня, и в столь юном возрасте я начал преподавать в той же школе. А ещё через год стал ведущим гитаристом во взрослом ансамбле гитаристов «Лира». Именно в составе этого коллектива я впервые отправился на гастроли – в Италию. За полтора месяца нашего путешествия мы успели дать десять концертов в разных городах на севере страны.

Несмотря на столь яркую и насыщенную творческую жизнь, в конце одиннадцатого класса школы у меня возникли сомнения о продолжении музыкальной карьеры. Нужно было выбирать институт, и я склонялся к поступлению на истфак или филфак. Но от судьбы не уйдёшь. Педагоги музыкальной школы отговорили меня от идеи стать филологом и помогли составить программу для поступления в колледж искусств. Играючи я сдал экзамены и был принят на бюджет. С начала нулевых параллельно с учёбой меня начали продвигать как сольного артиста. Посыпались заказы на различные интересные мероприятия в городе. Шутка ли, но первым моим ивентом стал пафосный показ нижнего белья. Творческая жизнь кипела, моя востребованность как гитариста росла с каждым днём, и я начал зарабатывать первые деньги. С тех пор я плотно обосновался в музыкальной среде и уже не покидал мир искусства.

– Чем известна Ваша группа El Tango?

– Коллектив El Tango был создан двадцать лет назад. За эти годы через группу прошло множество талантливых музыкантов, с которыми были записаны два студийных и два концертных альбома. Не все бывшие коллеги продолжили свой путь на музыкальном поприще, но многие остались в творчестве и даже превратились в настоящих звёзд. Например, барабанщик Саша Потапов начинал с нами и стоял у истоков создания El Tango, а сейчас стал очень востребованным и известным музыкантом в столице, играет с лучшими исполнителями страны. Мы всегда рады успехам наших товарищей и гордимся, что когда-то работали в одном коллективе или даже сотрудничали на сторонних проектах.

Сегодня от первого состава остались я и аккордеонист Михаил Плюснин, мой друг и соратник. Группа обновляется и развивается, это не может не радовать. За всё время нашего существования мы дали сотни концертов в родном Кирове, гастролировали по России и Прибалтике. Особенно запомнился гастрольный тур в Латвии. В Риге и небольших соседних городках нас невероятно тепло принимали обычные люди, подходили и благодарили за концерты, а латвийское радио даже запустило трансляцию нашего выступления. Конечно, нельзя не отметить успешные гастроли и радушные приёмы в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Чебоксарах, Сыктывкаре, Ижевске. Из последних впечатлений могу отметить неожиданный и приятный сюрприз – приглашение на программу «Квартирник у Маргулиса» на НТВ.

Присылая заявку на конкурс в рамках проекта «Академия современной музыки Алексея Белова и Ольги Кормухиной», мы никак не могли подумать, что войдем в двадцатку лучших авторов-исполнителей и выступим в сборном концерте в Москве, а после получим возможность сняться в знаменитом шоу Евгения Маргулиса. Организаторы искали ярких, самобытных музыкантов с авторским репертуаром, и El Tango отлично вписался в их концепцию «новой эстрады». Из белее 700 заявленных на конкурс треков только десяток композиций выбрали для выступления на «Квартирнике у Маргулиса», наш поп-джаз вошёл в их число. Убедиться, что музыка, которую ты пишешь, актуальна и востребована, всегда приятно. Такой шанс показать себя миру мы не могли упустить и в Москву отправились в расширенном составе: помимо основного коллектива в группу пригласили ещё и пианиста Сергея Быданцева, чтоб добавить звуку объём. Запись программы прошла на высшем уровне, грамотная и комфортная атмосфера благоволила отличному выступлению, а в зале мы увидели знакомые лица, что было особенно приятно. Это был классный экспириенс, с такой командой профессионалов мечтает поработать каждый уважающий себя музыкант.

– Как Вам пришла идея создания фестиваля «Вятка Джаз»?

– Всё началось ещё в 2013 году. Мой близкий друг позвонил и предложил организовать выступление и отыграть совместную программу в Кирове с потрясающим гитаристом и композитором из Швейцарии Карлосом Дорадо. Поразмыслив, я решил не просто сыграть концерт, а сделать в конце лета целый фестиваль. В то время я уже активно занимался букингом различных музыкальных исполнителей, но опыт проведения мероприятий такого уровня стал первым. К слову, у самого Дорадо уже был собственный джазовый фестиваль, посвященный гитарному джазу. Дальше дело было за малым. Мы определили формат и решили делать опен-эйр на пешеходной зоне улицы Спасской. Удача явно была на нашей стороне, всё получалось, будто само собой. Появились спонсоры, площадки были рады принять артистов, а город просто взорвала новость о таком беспрецедентном событии.

За четыре дня кировчане и гости города с удовольствием посетили центр современного искусства «Галерея Прогресса», «Книжный клуб 12» и пешеходную Спасскую. Мне как организатору было невероятно лестно слушать восторженные отзывы зрителей. Каждый из участников получил настоящий заряд позитива от события, и даже тот факт, что по финансам фестиваль вышел в ноль, не омрачил нашего эмоционального подъёма. С тех пор «Вятка Джаз» стал одной из визитных карточкек города. Вот уже десять лет мы привозим на мероприятия джазовых и блюзовых музыкантов со всего мира, поэтому наш фестиваль по праву носит приставку международный.

В Кирове выступали коллективы из Бразилии, Аргентины, Швейцарии, Франции, Австралии, США, Украины и Белоруссии. Неизменно радуют публику талантливые музыканты из России, особенно плотно мы работаем с артистами из Санкт-Петербурга, Москвы и Екатеринбурга. Каждый год фестиваль совершенствуется и трансформируется. Мировая действительность, конечно, вносит свои коррективы. В какие-то годы мы делали серии концертов, мероприятий и гала-концертов целых четыре раза в год, в другие – меньше. Подкосила нас только пандемия, тогда пришлось приостановить концертную деятельность. Но мы не опускали рук и продолжили свою миссию. Сейчас фестиваль традиционно проходит один или два раза в год осенью и весной.

– Где Вы черпаете вдохновение?

– Вдохновение – штука страшно капризная, и рассчитывать на него не стоит. При написании какого-либо произведения для меня лучшим вдохновением является прослушивание какой-то музыки. Например, я люблю слушать джазовую музыку, как правило, пролистываю новинки. Сложнее всего начать писать первые четыре такта. Это как любая другая работа: ты садишься, придумываешь концепт, обмозговываешь, а дальше всё идёт само собой. Только глубокое погружение в тонкие состояния помогает мне при создании композиций, поэтому обычно я пишу музыку ночью или в одиночестве. В отпуске всегда отключаю телефон, освобождаю сознание от всего лишнего и заряжаюсь положительными эмоциями для новых свершений. Не могу однозначно сказать, что помогает мне творить. Есть песни, которые пишутся годами, а бывает, что новый трек появляется в один момент.

Но это если говорить про создание авторских композиций, а вот что касается исполнения джазовой музыки то, конечно, ты вдохновляешься людьми рядом с тобой на сцене. Джазовый джем-сейшн – это одновременная импровизация всех музыкантов. Естественно, мы оговариваем тему, но никто не прописывает ноты для каждого участника. На сцене происходит своего рода магия, сонастройка музыкантов и мелодий, такое волшебство не может не вдохновлять. А ещё невероятное вдохновение могут вызывать глаза публики в зале. Каждое выступление проходит в своей энергетике. За долгие годы мы отыграли много концертов на разных площадках, и, казалось бы, все они плюс минус одинаковы, но это не совсем так. Локация, помещение, зрители и даже собственное состояние сильно влияют на ощущения после выступления, и случается так, что сама атмосфера, созданная благодарными слушателями, даёт импульс и толчок к творчеству.

Ещё одним источником вдохновения для меня является общение с творческими и интересными личностями, как в Кирове, так и по всему миру. Люблю, когда люди, заинтересованные в искусстве, что-то обсуждают, придумывают, организуют и заражают этим других. Я и сам всегда готов к самым безумным активностям.

Так много лет назад мы с друзьями организовали литературный клуб «Борода». На собственном энтузиазме проводили мероприятия, делали свободные микрофоны, литературно-музыкальные композиции, немыслимые импровизации. На мой взгляд, наше сообщество имеет очень интересный и занимательный формат, даже не смотря на то, что я сам не являюсь литератором и стихи пишу редко, хотя и обожаю поэзию. И – да: стихи вдохновляют меня не меньше, чем музыка. Особенную страсть питаю к поэтам Серебряного века, почти всё моё творчество положено на стихи этого литературного периода. К сожалению, читать много прозы в наше динамичное время для меня непозволительная роскошь, а вот поэзия всегда доступна, открыть сборник и прочитать стихотворение в любой свободный момент – отдельный вид кайфа. Подводя итог, могу смело сказать, что вдохновляться можно кем и чем угодно: любимой музыкой, друзьями, неравнодушной публикой, интересными людьми, творчеством и даже необычными местами.

– Ваши творческие планы на ближайшее время?

– Этот год плодовит на юбилеи. Мне исполнилось сорок лет, из них двадцать пять лет моей творческой деятельности, фестивалю «Джаз Вятка» – десять лет, группе El Tango – двадцать. Отметить такие круглые даты нужно обязательно, поэтому мы решили праздновать и радовать нашу публику в течение всего года. В мечтах сейчас идея организовать зимой большой авторский концерт с оркестром. Два года назад мы уже делали такое выступление в Вятской филармонии, и шоу прошло потрясающе, положительные эмоции не отпускают до сих пор. Не каждый артист может себе позволить набрать материал, собрать продуманные композиции и сделать большой авторский концерт. Для любого композитора услышать свою музыку в исполнении оркестра настолько трогательно и значимо, что впечатления остаются на всю жизнь.

Естественно, я продолжаю писать песни и экспериментальные композиции, развиваю авторскую музыку, есть мысли писать для других исполнителей. Круг моего общения настолько широк, что всегда есть задумки для новых творческих проектов. Я дружу с режиссёрами, актёрами, литераторами, художниками и другими людьми искусства, мы планируем сотрудничество. В моём резюме уже есть опыт написания аранжировки для классической гитары в спектакле «Бременские музыканты» в театре на Спасской, я даже работал там артистом какое-то время. Сейчас играю в гастро-спектакле «Анна».

Получается так, что вся моя жизнь неразрывно связана с Мельпоменой, поэтому я мечтаю писать музыку для театра, а когда-нибудь обязательно напишу мюзикл. Планов на будущий год громадьё, но одним из ярчайших событий станет перфоманс кировских музыкантов и группы El Tango в планетарии музея К.Э. Циолковского авиации и космонавтики. Мы уже дали там серию концертов. Этот необычный контент впечатлил и музыкантов, и слушателей. Можно сказать, что наше выступление превратилось в настоящий аудио-визуальный транс. Одна из зрительниц назвала это действо «джазовым флоатингом», мне кажется, это идеальное определение для такого смелого эксперимента. Несмотря на то, что тематика, характер и визуальный ряд были оговорены заранее, сами мелодии часто придумывались в моменте. Это по-настоящему впечатляет! Для каждого присутствующего на концерте было важно настроение и энергетика, а не столько музыка.

До встречи на концертах, друзья!

 

Фото из личного архива Николая Донецкого.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал. Оперативная информация в удобном формате.

Подпишитесь на нас в: Google Новости Яндекс Новости